Архангельск, Новгородский проспект, 32,
4-й этаж, офис 401
тел.: 63-77-15
моб: 8-909-553-50-39
e-mail: manager1@pomorsv.ru

Мы в Instagram

Важская роспись по дереву

Временные границы зарождения традиции северных росписей по дереву не до конца ясны потому, что датируются они по древнейшим сохранившимся предметам: дошла до нас доска XIX века – от неё и будем считать дату зарождения… А сколько поколений предметов, расписанных покрытых древними орнаментами, использовалось людьми и исчезло во тьме веков – этот вопрос для нас ещё некоторое время останется загадкой. Предполагают, что важская роспись развивалась из старообрядческой иконописи в конце XVIII века. Уже в середине XIX века Поважье было известным центром северной росписи по дереву. Наверное, человек, попадавший в Поважье в то время, ощущал себя прямо посередине настоящей русской былинной сказки, потому что расписано здесь было буквально всё: корзины и оконные ставни, шкафчики и скамейки, подшивка балкона и наличники, фасады и фронтоны домов, дуги и туеса, сани и детали ткацких станков, прялки и колокольчики. Украшение жилища  и предметов быта расписным орнаментом указывало на зажиточность хозяина, являлось индикатором его социального статуса (как татуировки у африканских племён или золотые украшения современных рэперов), а, следовательно – произрастало из какой-то древней, весьма чтимой традиции. Если же предполагать, что важские росписи зародились в конце XVIII века, тогда причины повсеместного распространения бытовой росписи надо искать… в чём? В тяге «к прекрасному»? У крестьянина, занимавшегося тяжёлым трудом?
Цветовая гамма важской прялочной росписи широка: от зеленовато-золотистых оттенков до тёмно-оливковых. Яркие краски - например, красная охра - появляются позже. Устойчивым мотивом на прялках являются солярные символы, первоначально связанные с солнцем, небом и грозой. В росписи Поважья солярный знак претерпевал постоянное развитие: он трасформировался в кувшин или вазу; самовары (как символ достатка в семье); с начала XX века самовар сменил цветок или геометрическая розетка; а затем наступила очередь советской символики. Но не только символика и растительные мотивы являлись сюжетами деревенских домовых росписей. На прялках рисовали изображениями настоящих и мифических животных и птиц – коров, львов, кур, петухов и единорогов. При этом львы символизировали мужское начало, а единороги - женское.Интересно, что самым известным предметом, характеризующим важскую роспись (и северную вообще), стала прялка. Общим для важской росписи  до дереву считается тёмно-коричневый фон с цветками-розетками, которые обрамлены изогнутыми листьями, бутонами и цветами. На языке специалистов важская росписть «занимает переходное положение между свободно-кистевыми и графическими росписями и характеризуется свободной манерой исполнения без предварительной прорисовки».

Оглавление энциклопедии "Поморский сувенир"

Наши контакты

Наши каталоги

Прайс-лист

Роспись важская

Архангельск сувениры оптом - текст не для людей.

 

Рейтинг@Mail.ru