Архангельск, Новгородский проспект, 32,
4-й этаж, офис 401
тел.: 63-77-15
моб: 8-909-553-50-39
e-mail: manager1@pomorsv.ru

Мы в Instagram

Керамическая посуда.

Древнейший предмет из обожженной глины датируется XXIX-XXV тысячелетиями до нашей эры. Это знаменитая вестоницкая Венера, хранящаяся в Моравском музее, в городе Брно. Древнейшая же керамическая посуда была найдена в Китае. Доказано, что около XX тысячелетия до нашей эры (целых 22 тысячи лет назад!) люди на территории будущего Китая использовали глиняную посуду – первые керамические горшки. Эти горшки были примитивны, они не несут на себе никаких орнаментов, но зато – и это очень важно – несут на себе следы воздействия огня. Рядом с осколками первобытной керамики залегали кости животных, а стенки некоторых черепков были сильно обожжены огнём. При этом на стенках горшков не обнаружено остатков пищи, но большое количество костей заставляет предполагать, что горшки могли использоваться для вытапливания из костей костного мозга. Таким образом, искусство лепки горшков зародилось почти на 10 тысяч лет раньше земледелия, с которым связывали раньше возникновение керамической посуды. Не удивительно, что первая глиняная посуда была найдена в Китае – позже именно Китай дал миру производство тончайшего фарфора из каолиновых глин. А первая керамика на территории нашей страны известна на Дальнем Востоке, в поселении Гася. Её относят к осиповской культуре, которую датируют XIII-X тысячелетиями до нашей эры. Мы никогда не узнаем, кто первым из людей понял, что «мягкая земля», которую так приятно мять в пальцах, становится твёрдой, когда её бросишь в костёр. Наверное, этот человек долго и с удивлением рассматривал твёрдые кусочки, ставшие камнем, но сохранившие отпечатки его пальцев. Но такой человек точно был, иначе мы бы никогда не узнали, что «мягкая земля» – это глина, а изделия из неё – это керамика.

Первая гипотеза о происхождении гончарства появилась в XVIII веке, и получила название «корзиночной теории». Суть её сводилась к следующему: древние сосуды плели из веток и лыка, а для прочности обмазывали глиной. Когда-то такой сосуд попал в огонь, дерево выгорело, а глина приобрела камнеподобное состояние. Со временем люди поняли, что посуду можно лепить только из глины – так и появилась керамическая посуда. Люди издавна пытались объяснить происхождение гончарства. И потому гончарам и их творениям посвящена большая часть мировой мифологии. Естественно, что первыми гончарами легенд Месопотамии, Индии, Египта были названы боги. Известно, что греческие гончары своей покровительницей считали Афину. Считалось, что именно Афина подарила людям гончарный круг и горн для обжига посуды. Древнеиндийские Веды относят возникновение гончарства к арийской богине Адити. А процесс изготовления глиняного сосуда сравнивался у ариев с сотворением мира, а сам сосуд – со вселенной: «…Делает он укху (сосуд) столь большой, как эта Земля вначале была сделана…», «…дно укхи – это земное жизненное пространство…», «…вторая лента сосуда - это воздушное пространство, верхняя лента - это небо, стенки сосуда - это страны света, сфера людей и зверей…». Исследователь архаичных мировоззрений Джеймс Джонс Фрезер собрал большое количество мифов и преданий о сотворении первого человека из «праха», «земли» и «глины». В Библии говорится, что первый человек был сотворён Богом из глины (в Синодальном переводе — «из праха земного», Быт 2, 7). А сосуды часто сравниваются с людьми, поэтому многие детали глиняных сосудов носят антропоморфные названия: «горло», «ручка», «шейка», «тулово». Но керамика – это не только посуда, это и предметы искусства, и игрушки. В археологических раскопах часто находят такие фигурки – люди, животные. Так что, лепка глиняных изделий – одно из древнейших умений человечества.  Но что же такое – глина?

Как же настоящие мастера делали посуду? Раскроем секреты мастерства, тем более, что они уже давно секретами не являются… Сначала надо было определить качество глины. Конечно, у каждого мастера были свои, известные только ему месторождения глины, но общие правила просты. Определить качество глины можно было двумя способами. Для начала надо раскатать найденную глину в тонкую колбаску до диаметра 3-5 миллиметров. Если глина раскатывалась до такого состояния, это уже половина дела. После этого нужно было… немного откусить и пожевать глину. Если она не скрипела на зубах, и не имела ярко выраженного вкуса и запаха, значит, качество глины было хорошим. После этого наступала проверка сушкой – если после просушивания на воздухе и дальнейшего прокаливания в огне кусочек не рассыпался, а на изломе показывал однородную, слегка шероховатую структуру, эта глина годилась для изготовления посуды.Глина (французский argile, немецкий thon, английский сlау) – широко распространённая вторичная или обломочная (под воздействием воды – холода – тепла – солнца, то есть – эрозии пород) горная порода, преимущественно состоящих из полевых шпатов (или первичных каолинов: глинозёма и кремнезёма). Название «каолин» происходит от местности Каолин в Китае, где, как вы помните, в древности была изобретена керамическая посуда. Большинство глин бывают серого цвета, но встречаются также глины белого, красного, жёлтого, коричневого, синего, зелёного, лилового и чёрного цветов. Все глины являются самым устойчивым гидроизолятором, что, видимо, и обусловило её использование человечеством. Сегодня глины используются в гончарном и кирпичном производстве, при изготовлении технической керамики и цемента, в медицине и косметологии. Но в нашем случае интересно использование глин в гончарном производстве, а точнее – в изготовлении  керамической и глиняной посуды. Затем глину надо было приготовить. Для этого сырой ком тщательно разминали, как разминают крутое тесто. Периодически по кому стучали кулаком. Такая жёсткая обработка нужна была, чтобы выгнать из глины лишний воздух, сделать её однородной по всему объёму. Если глина была слишком твёрдой, в неё добавляли немного воды. Кстати, месили глину не только руками, но и ногами, что существенно легче. В деревнях для этой цели часто приглашали детей – и весело, и глина месится. В результате получалась глина, которая не прилипала к рукам, не слишком сухая и ломкая. Если гончар лепил посуду с помощью гончарного круга, то глину готовили мягче, чем для ручной лепки. Интересно, что американские индейцы до завоевания Америки конкистадорами даже не слышали о гончарном круге. Поэтому здесь мы рассмотрим именно ручную лепку, как самый древний вид изготовления посуды.

Сегодня керамическая посуда опять находится на пике популярности, потому что по праву считается эстетичной, практичной, многофункциональной и, самое важное – экологически чистой, изготовленной из натурального материала, потому что никакие синтетические добавки при её производстве не используются. Но технологии изготовления керамической посуды с глубокой древности практически не изменились. При этом глиняная посуда самостоятельно регулирует влажность и температуру. Если, например, оставить в кувшине из керамики холодный напиток, например, молоко, то он долгое время будет оставаться холодным. А горячий чай или компот будет достаточно теплым в течение нескольких часов. Кроме того, керамика идеально подходит для хранения продуктов, и различные заготовки на зиму из овощей и фруктов не плесневеют в ней даже без крышки. Собственно изготовление посуды можно проводить двумя основными способами, из раскатанных плоских кусков и из жгутов, либо комбинируя их. Глину раскатывали, как тесто для пирогов, на чем-нибудь ровном, накрыв её влажной тряпкой. Получив блин толщиной 5-7 миллиметров, из него руками формировали посуду нужной формы. Таким способом было удобно делать тарелки, неглубокие миски, небольшие подносы. А вот для изготовления горшков, котлов, кувшинов применяли другую технику. Для этого брали небольшой кусок глины и раскатывали из него тонкий жгут. Этот жгут, прикрепляли к глиняному блину – будущему днищу горшка вдоль периметра. Жгут придавливали, добиваясь прочного слипания его с донышком. Поскольку поверхность глины всегда подсыхает, её смачивали водой с помощью кисти или пучка перьев. Если хотели получить сосуд с плавными изменениями диаметра, в процессе работы витки накладывали с небольшим отклонением наружу при расширении, и внутрь – при сужении. Для придания изделию большей прочности жгуты заглаживали и выравниваются изнутри стеком или руками, смоченными водой. После окончания лепки полученный горшок обкладывали сеном и донышком вверх ставили сушиться на пару дней. Горшок должен быть уже сухим, когда начинается самая ответственная процедура – обжиг. При первом обжиге посуду ставили на 2-3 часа в печь и медленно поднимали температуру до 300°С. Такой постепенный нагрев необходим был для того, чтобы из глины испарились остатки влаги, и горшок не треснул. Затем температуру поднимали до 580-600°С, выдерживали 10-15 минут, после чего увеличивали температуру до 900°С. После этого обжиг прекращали, и давали остыть изделию до 30°С. И вот тогда уже можно было вынимать готовую посуду и пользоваться ей. Так что теперь вы можете самостоятельно сделать глиняную посуду. Если же вы считаете, что процесс изготовления посуды слишком долог, тогда вам нужно приобрести готовую посуду на нашем сайте, либо в магазинах.
 

Рейтинг@Mail.ru